«Жизнь – сапожок непарный»

К 100-летию со дня рождения Тамары Владиславовны Петкевич

 

26 марта состоялась онлайн трансляция
публичной лекции «Жизнь – сапожок непарный».

О Тамаре Владиславовне Петкевич рассказала Татьяна Сергеевна Позднякова, научный сотрудник музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (г. Санкт — Петербург). Она близко общалась с Тамарой Владиславовной в последние годы ее жизни, участвовала в разборе ее архива.

 

На вечере памяти Т.В. Петкевич показана запись одного из последних видео-интервью с ней, слайд-шоу ее фотографий и архивных документов.

_________________________

Тамара Петкевич прожила долгую и исключительно достойную жизнь.

Родилась она в Невеле, росла и училась в Ленинграде. Заслуженная слава пришла к ней в Петербурге. Но самые тяжелые, самые горькие годы – годы ее мужества, боли, высокого счастья встреч и трагедии потерь – связаны с землей Коми: после ареста в начале 1943-го, нескольких месяцев тюрьмы и лагеря в жаркой Киргизии — этап на Север, семь лет в Севжелдорлаге, сначала на общих работах, потом – в лазарете, потом направлена политотделом в передвижной Театрально-эстрадный коллектив, состоявший из заключенных. Маршруты его проходили через Княжпогост, Межог, Ракпас…

Вышла из лагерных ворот в 1950-м, но лишенная права вернуться в Ленинград, на некоторое время осталась здесь, в Сыктывкаре, играла на сцене Государственного драматического театра Коми АССР.

Казалось бы, она разделила судьбу миллионов: отец, фанатично преданный советской власти, расстрелян в 1938-м, мать и сестра умерли в блокаду, могилы их потеряны, сама она прошла через сталинские лагеря и ссылку. На ее долю пришлись страшные испытания — предательства близких, смерть любимого человека. И еще: у нее отняли сына — отняли навсегда, необратимо, невозвратимо… Может ли что быть больнее?

В Коми остались дорогие ей могилы… Она говорила: «Это вынести невозможно. К какому имени не притронешься – такая боль! У меня такое чувство, что я виновата перед невинно погибшими, что я муку должна как-то искупить».

И ощущала «неотмененную потребность вернуть в жизнь хотя бы некоторые имена, обстоятельства прежних лет и судьбы ушедших людей». Она сделала это, написав свою великую книгу.

Ее книга «Жизнь — сапожок непарный» не просто стоит в одном ряду с книгами В. Шаламова, А. Солженицына, Евгении Гинзбург, ее книга обладает особой спасительной силой, выпрямляющей души. За каждой строкой этой книги она сама — Тамара Петкевич, поразительно красивая, сумевшая преодолеть бесчеловечный ужас, одаривающая людей своей светлой верой в них.

Лагерный друг говорил ей: «Пойми, ты обязана жить! Ты заядлый, проверенный радостник». «Очарованной душой» назвал ее философ Григорий Померанц. Он писал: «В книге много того, что поверх тюремного и лагерного быта, что-то неповторимое, и это неповторимое – Вы».

Т.В. Петкевич написала и вторую книгу — «На фоне звезд и страха» — о мучительном пути возвращения к жизни после освобождения из неволи.

Вокруг нее всегда было множество людей – друзья, близкие и далекие, – те, кто в разных концах света читал и любил ее книги.

Тамара Владиславовна Петкевич была царственно прекрасна. Всем своим существом она была подключена не только к прошлому, но и к настоящему – к людям, к их сегодняшним заботам, к тревогам нашего общего мира. Жила с трезвой готовностью к концу и с ощущением драгоценности жизни. Умерла в октябре 2017 года.

Войти