«Традиция и современность»

Российский этнографический музей и Национальный музей Республики Коми связывают почти вековые партнёрские отношения. Мы интересны друг другу коллекциями, исследовательскими и выставочными проектами. Для музеев, сохраняющих богатый предметный мир традиционной культуры и нематериальное культурное наследие народов России, важно быть актуальными и привлекательными для разных аудиторий. Иногда новый всплеск интереса к музею могут провоцировать неожиданные соединения. Выставка-трансформация «Сырое и приготовленное», открывшаяся 26 ноября в РЭМ создана по следам Первой Коми биеннале современного искусства. Свои впечатления от общения с местными жителями, уникальной природой и самобытной культурой Коми края художники облекли в форму арт-объектов. Название выставки отсылает к труду «Мифологики. Сырое и приготовленное» Клода Леви-Стросса, в котором проанализированы основополагающие представления об отношениях между естественным («сырым») и рукотворным («приготовленным»). В рамках выставки актуальные формы современного искусства интегрируются в экспозиции музея, придавая им новый импульс.

На выставке демонстрируются работы 23 художников. Среди экспонатов — связанные вручную элементы одежды с традиционными орнаментами, вышитые на холстах мифологические существа, инсталляции с осколками заброшенного здания, пальто для северной русалки, гигантский «Интинский метеорит» и другие художественные высказывания, появившиеся в результате погружения в пространство Коми.

Выставку сопровождает образовательная программа, включающая дискуссии музейных специалистов, кураторов и участников проекта. В дискуссии «Традиция и современность. Новые подходы и стратегии взаимодействия современного искусства и этнографии», состоявшейся 26 ноября, подходы к соединению художественных практик, современного искусства и музейной деятельности обсуждали научный сотрудник РЭМ кандидат исторических наук Олег Лысенко, художник и музыкант Сергей Бугаев-Африка, заведующая отделом Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН кандидат исторических наук Екатерина Мельникова, российско-норвежский куратор Екатерина Шарова, и.о. директора НМРК кандидат исторических наук Светлана Бандура. Модераторами дискуссии выступили сокуратор выставки в РЭМ Александр Буренков и коллекционер и организатор выставок современного искусства, комиссар Первой Коми биеннале Пьер-Кристиан Броше. Полем дискуссии стали проблемы и опыт взаимодействия художника и этнографа в исторической ретроспективе и в современности, вопросы вовлеченности местного сообщества в диалог и сотворчество. Выставка, поданная в дискурсе теоретических подходов Леви-Стросса, призывает к дискуссии о роли этнографических музеев в сохранении идентичности народов России.

27 ноября состоялась дискуссия «Народные промыслы и современное искусство. Точки сборки». Обсуждали об особенностях народных промыслов, народного искусства, которые, по мнению некоторых участников дискуссии, не могут развиваться подобно авторскому искусству. «К индивидуальному пути художника не может быть приравнена деятельность ни народного мастера, ни художника, работающего в промысле, поскольку это два разных явления — два разных типа творчества, два разных мироощущения. Промыслы называются народными, потому что в них действуют законы традиционной структуры народного искусства, школы народного мастерства, коллективная преемственность. Совсем другая сущность у искусства современного. Что интересно — сейчас современные художники все чаще обращаются в своих исследованиях и произведениях именно к традиционному искусству». Участники дискуссии пытались найти ответы на вопросы: «Не односторонний ли это процесс?», «Каков опыт подобных проектов в России?», «Что можно назвать совместным проектом или коллаборациями в этом случае?» В дискуссии приняли участие Олег Беркович, министр культуры Нижегородской области; Юлия Купина, директор Российского этнографического музея; Пьер-Кристиан Броше, телеведущий на «Россия-К», коллекционер и организатор выставок современного искусства; Дмитрий Озерков, искусствовед, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа; Мария Лолейт, автор идеи и создатель проекта «Орнамика», предприниматель,;представители из Республики Коми: Елена Маргелова, директор Дома народных ремёсел «Зарань»; Анелия Лянцевич, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, кандидат искусствоведения; Наталья Хозяинова, заведующая отделом культурно-образовательных программ Национального музея Республики Коми. Модератором дискуссии выступила заместитель директора Всероссийского музея декоративного искусства Алина Сапрыкина.

10 декабря в РЭМ состоится третья дискуссия «Русский Север как идея: демифологизация территории с помощью культуры. Историко-культурное осмысление образа культурного ландшафта».

Выставка продлится до 17 января 2022 года, она сопровождается программой из экспертных круглых столов, экскурсий и мастер-классов мастеров Республики Коми.

Фото пресс-службы Российского этнографического музея.