На «златом крыльце сидели…»: ко Дню памяти Василия Попова

Василий Васильевич Попов – народный мастер России, член Союза художников России, член Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Республики Коми, лауреат Премии Правительства Республики Коми им. С. И. Оверина. Основное направление работы мастера – художественная обработка дерева. Излюбленным материалом являлись кап, сувель. Творческий путь Василий Попов начал в 1979 году в Сыктывкарском объединении художников-любителей «Серпас». Он участник многих международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских выставок, конкурсов и фестивалей. Работы Василия Васильевича Попова экспонировались в Сыктывкаре, Москве, Новгороде, Мурманске, Вологде, Саранске, Финляндии, Швеции, Норвегии, Белоруссии.

Мастера декоративно-прикладного искусства Василия Попова и музейных работников связывали профессиональные интересы. О традициях и тонкостях резьбы из капа и сувеля он узнавал, изучая в фондах Национального музея Республики Коми старинные предметы конца XIX –начала XX вв. Отдел этнографии НМРК, где не раз бывал мастер, располагается в здании бывшего Торгового дома купцов Дербенёвых, памятнике истории и культуры, в исторической части г. Сыктывкара. Основой композиции здания является двухэтажный центральный объём, немного выступающий из плоскости стен и одноэтажных вытянутых вдоль улицы боковых крыльев. Каждый из этажей парадного фасада центральной части здания прорезан тремя высокими арочными оконными проёмами. Гладкие, выступающие из плоскости стен каменные наличники окон, украшены в вершине арок замковыми камнями. Подоконное пространство первого этажа декорировано особой кирпичной кладкой. В здании находится этнографическая экспозиция Национального музея «Традиционная культура народа коми в обрядах жизненного цикла (конец XIX – начало XX веков)», хранятся коллекции фонда дерева.

В 1997–1998 годах после проведения реставрационных работ зданию был возвращён первоначальный облик. По заказу предприятия НХП (Народные художественные промыслы) Василием Поповым были проведены работы по восстановлению исторического крыльца на фасаде здания, важного и сложного архитектурного дополнения, подчеркивающего изящность и неповторимость здания в целом. Крыльцо имеет два схода и двухскатную крышу, покоящуюся на двух витых столбах, которые мастер изготовил из лиственницы. А также перильное ограждение с точёными фигурными балясинами. За счёт декоративных элементов – столбов, перильных ограждений – проявились на крыльце стилевые черты здания. Крыльцо притягивает взоры прохожих, приглашая переступить порог здания музея. Очевидная эстетическая приятность крыльца пробуждает желание у горожан сделать фотоснимки на память, чем и занимаются регулярно молодожёны, папы, мамы и дети. А иногда поэты декламируют здесь свои стихи. В непогоду прохожие просто укрываются от дождя.

Важно вспомнить о вкладе мастера в создание этнографической экспозиции Национального музея РК. В проектировании музея принимали участие ученики Национальной гимназии РК, участники экспериментальной программы «Дерево счастья», юные этнографы и музейщики. Василий Попов был одним из педагогов, который работал по этой программе и щедро делился с детьми своими знаниями, опытом и мастерством. Посещая его мастерскую, наблюдая за работой, ребята узнавали, что резьба по сувелю и капу сильно отличается от работы с обычной древесиной, здесь нужны особые навыки и понимание этого нестандартного материала. Узнавали и о том, что традиционный промысел не утратил своего значения, а ковши, солонки, братины и другие изделия мастера Василия Попова выглядят как полноправные произведения искусства, дизайнером которых выступила природа, а скульптором – человек.

Лучшие изделия мастера хранятся в собрании Национального музея Республики Коми. В коллекцию входят 18 предметов, приобретённых у мастера в разные годы и полученных музеем в качестве даров. Это следующие предметы:
Солонка-утка. 1984 г. Кап, долбление, морение, вощение.
Солонка. 1984 г. Кап, долбление, морение, вощение.
Солонка. 1984 г. Кап, долбление, морение, вощение, резьба.
Ковш. 1984 г. Кап, долбление, морение, вощение, резьба.
Солонка. 1984 г. Кап, долбление, морение, вощение, резьба.
Братина. 1984 г.
Ваза для цветов. 1984 г.
Ковш-братина «Ковш-утица». 1991 г.
Ковш с двумя утятами. «Утка». 1993 г. Легенда: подарок Главе Республики Коми Ю. А. Спиридонову.
Ковш-братина «Утка». 1994 г. Кап (сувель), долбление, резьба (объёмная и орнаментальная), тонирование.
Ковш «Утка». 1994 г. Дерево, кап, резьба, долбление.
Ковшик «Утица». 2012 г. Капокорень, резьба, шлифовка.
Ковшик «Утица». 2012 г.
Ковшик «Утица». 2012 г. Сувель, резьба, шлифовка.
Ковшик «Утица». 2012 г. Сувель, резьба, шлифовка.
Братина. 1987 г. Кап, долбление, резьба.
Ковш-братина с двумя ручками «Утка-мать». 1987 г. Кап, долбление.
Ковш «Утка». 2006 г. Сувель, резьба.

Изделия из дерева Василия Васильевича отличаются высоким качеством. Каждое из них выполнено безупречно. Как Мастер с большой буквы он прекрасно чувствовал и передавал совершенно пластику предмета. В его работах, отличающихся тонким художественным вкусом, сохранена фактура живого дерева, подчёркнут индивидуальный рисунок капа, сувеля. Кажется, что созданные В. В. Поповым образы живут своим внутренним миром, в них есть душа — душа Мастера…
____
©Пьянкова Татьяна Алексеевна, заведующий отделом этнографии Национального музея Республики Коми.

Автор фотографий коллекции А.В. Смирнов.

Войти