«Бог Чудов найден! В. Кандинский»

2 октября в Национальной галерее Республики Коми состоялось открытие выставки-инсталляции «Бог Чудов найден! В. Кандинский» из собрания Национального музея Республики Коми.

Посылом для появления данной выставки-инсталляции стали записи из дорожного дневника Василия Кандинского от 3 июля (по старому стилю): «Да здравствует У[сть]-Кулом! Бог Чудов найден!!.. Купил ружье за 3 р., рыбу за 60 к. в 6 ф[унтов] весу. Недоумение пропадает. О Stella mea!.. Зыряне бегают меня смотреть. Все же 170 верст чувствительны».
170 верст в с.Усть-Кулом студент Московского университета, а в будущем всемирно известный художник, основоположник абстракционизма, Кандинский проехал в тарантасе менее чем за сутки из г. Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

Василий Васильевич Кандинский (1866 — 1944) в 1889 г., получив средства от Московского Общества Естествознания, Антропологии и Этнографии, совершил поездку по Вологодской губернии. Маршрут поездки реконструируется благодаря его записям, которые студент вел во время поездки. В Вологду он приехал 29 мая (по старому стилю). Пробыв в Вологде два дня, переехал в уездный городок Кадников, где остановился на несколько дней и совершил поездки в соседние деревни. По пути в «зырянские земли» он проехал города Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск, Яренск. 18 июня Кандинский приехал в г. Усть-Сысольск, северный уездный город в Вологодской губернии, расположенный на берегу реки Сысолы. Уже из Усть-Сысольска он выехал в село Усть-Кулом, которое в представлениях Кандинского было «центром зырянского края». Из Усть-Кулома он выезжал в ряд зырянских селений (когда в тарантасе, а иногда и верхом на лошади). Возвращался Кандинский в Великий Устюг из Усть-Сысольска (выехал 25 июня) через уездный город Лальск. 27 июня он прибыл в Великий Устюг.

Во время поездки Кандинский вел дорожный дневник, который представляет особую ценность при реконструкции самой поездки. Записи позволяют узнать, с кем он встречался, что его особо заинтересовало или удивило, что он покупал. Подлинник дневника хранится в Центре Ж. Помпиду (Париж). Текст дневника записан карандашом в календаре-ежедневнике, изданном типографским способом под названием «День за днем и календарь на 1889 год». Кроме записей, сделанных Кандинским во время путешествия, ежедневник содержит и зарисовки автора.

Пометки, сделанные Кандинским в «Вологодской записной книжке» и ссылки на разнообразных авторов в статьях, написанных им для «Этнографического обозрения» и посвященных культуре зырян, свидетельствуют, что Кандинский тщательно готовился к поездке, изучил работы целого ряда авторов, писавших о зырянах. После поездки Кандинским были написаны две статьи, посвященные культуре зырян: «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)» и его рецензия на книгу Г.С. Лыткина «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык», опубликованные в журнале «Этнографическое обозрение» в 1889 г. Данные материалы являются значимыми для воссоздания виденья В. Кандинским, как исследователем, культуры зырян и отражают процесс подготовки к поездке. Его в первую очередь интересовали сохранившиеся отголоски языческой культуры, свидетельства древних верований. Кандинский вспоминал: «Моя задача была двоякого рода: изучение у русского населения обычного уголовного права (изыскания в области примитивного права) и собирание остатков языческой религии у медленно вымирающих зырян, живущих преимущественно охотой и рыбной ловлей».

Во многом поездка Василия Кандинского в 1889 г. в Вологодскую губернию была предопределена его дружбой с Николаем Харузиным. На юридическом факультете Харузин организовал этнографический кружок, участником которого стал и В. Кандинский. В 1889 г. Кандинский начал работать с Н.Н. Харузиным в журнале «Этнографическое обозрение». В том же году В. Кандинский подготовил для журнала ряд статей. В 1886–1889 гг. Харузин занимался изучением культуры лопарей – финноязычного народа северной России. Можно предположить, что исследования финно-угорской культуры, которые вел Харузин, оказали влияние на появление интереса к культуре зырян у Кандинского. Желание Кандинского встретиться с культурой зырян нашло отражение в его письмах к Николаю Харузину, написанных незадолго до начала поездки. В письме от 23 апреля 1889 г. он пишет: «А мысли бродят то где н[и]б[удь] в Крыму, то в Париже, то у Зырян».

Особое место в поездке Кандинского было отведено Усть-Кулому. В экскурсионном путеводителе начала ХХ века Усть-Кулом называли «вратами смерти», основываясь на переводе с коми языка. Для Кандинского Верхняя Вычегда была интересна как место, где можно было обнаружить следы архаики, отголоски древних культур в фольклорных текстах и памятниках культуры. Именно здесь он смог погрузиться в мир культуры коми-зырян, с удивлением вслушивался в звучание коми языка, записывал песни и рассказы. В настоящее время, уже в ХХI в., в Усть-Куломском районе Республики Коми можно встретиться с уникальными памятниками народной традиционной культуры, здесь до сих пор поют старые песни на коми языке.

Выставка-инсталляция «Бог Чудов найден! В. Кандинский» посвящена встрече Кандинского с культурой коми-зырян. На выставке представлены фрагменты из дорожного дневника В. Кандинского, фотографии коми-зырян, сделанные в начале ХХ в. исследователем С. Сергелем, предметы народной культуры вычегодских коми конца XIX в. (ныне Усть-Куломский район Республики Коми). Особого внимания заслуживают расписные предметы из с.Керчомья. Ряд предметов перекликается с зарисовками, сделанными Кандинским в своём дневнике. Для воссоздания погружения студента-исследователя в неведомый ему язык на выставке звучит «Плач вдовицы» — старинная коми песня, записанная в с.Керчомья.

Композиция инсталляции с предметами из культуры коми-зырян из собрания Национального музея Республики Коми и воспроизведением предметов архаичного искусства символически представляет собой некий лабиринт, в центре которого композиция из прялок и швеек, украшенных верхневычегодской росписью. Композиция из прялок и швеек предстает как символ Древа жизни, отсылая нас к теме объединения разных миров, что было так значимо для поисков Кандинского. Образ лабиринта сопрягается с темой дороги, пути, путешествия. Через двадцать лет, вспоминая свое вологодское путешествие, Кандинский размышлял: «То, что я ехал совсем один, давало мне неизмеримую возможность беспрепятственно углубляться в окружающее и в самого себя». Путешествие в Усть-Кулом, к «вратам смерти», встреча с миром неизвестным, таинственным, колдовским придала Кандинскому смелость видеть мир по-новому, дала силы для творческих поисков. Многие исследователи считают, что именно эта поездка по северу, погружение в народную культуру подтолкнули Кандинского к решению отказаться от карьеры юриста и полностью отдаться живописи.

Записывая свои воспоминания, Кандинский отметил: «Я часто зарисовывал эти орнаменты, никогда не расплывающиеся в мелочах и писанные с такой силой, что самый предмет в них растворялся. Так же как некоторые другие, и это впечатление дошло до моего сознания гораздо позже … Вероятно, именно путем таких впечатлений во мне воплощались мои дальнейшие желания, цели в искусстве. Несколько лет занимало меня искание средства для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся».

В статье «Ступени. Текст художника», анализируя свой путь становления в искусстве, он подчеркивает: «…особенно сильными впечатлениями моего студенческого времени, также определенно сказавшимися в течение многих лет, были: Рембрант в петербургском Эрмитаже и поездка моя в Вологодскую губернию».

Войти