«АС&АРТЭ. Архаика и этнофутуризм»

21 сентября в Выставочном зале Национального музея Республики Коми состоялось открытие выставки «АС&АРТЭ.  АРХАИКА и ЭТНОФУТУРИЗМ», на которой представлены работы   художников творческого объединения «Ижкар» из Ижевска (Удмуртия): Сергея Орлова (Кузи Серги), Татьяны Зыковой (Тань Цзы), Вячеслава Михайлова (Гиргорей Слави), Александра Пушина (Жон-Жон Сандыр), Юрия Лобанова (Кучыран Юри) и  художников-этнофутуристов из Сыктывкара: Паши Микушева и Юрия Лисовского.

Архаичные пласты, поднимаемые художниками-этнофутуристами, трудно напрямую назвать этническими/народными. Они шире национальных культур и имеют скорее наднациональные, общечеловеческие корни. Так первобытное искусство Северного Приуралья – «пермский звериный стиль»,  стало импульсом творчества коми художников, а «поиски яркого состояния перехода из физического мира в мир глубинных сакральных переживаний», «личностной молитвы, разрушение наносного, распутывание кармических узлов, обнажение спрятанных сокровищ из глубины сердца» легли в основу визуальной философии удмуртских художников. Объединяющим выступает интерес к финно-угорской мифологии, и в целом архаической культуре.

На выставке можно увидеть ранние работы художников: например «Инмар» (1998) Сергея Орлова, праздник «Гершыд» (1997) Вячеслава Михайлова, а также работы, созданные в этом году: серия «Сансара» (2017) Сергея Орлова, диптих «Силы Света»  Вячеслава Михайлова, свитки «Сила Гогон» и «Сила Нинь» Татьяны Зыковой.  Выделяются в пространстве зала графические работы  Юрия Лисовского. Яркое соединение образов верхнего, среднего и нижнего мира на основе предметов культовой пластики из музейных собраний  в триптихе Павла Микушева «Чудское» (2013).

Вкрапления видеоарта в пространство выставки представляет важное направление созидания удмуртских художников — международные этнофутуристические симпозиумы, которые проходят ежегодно в разных районах Удмуртии. Художники поделились опытом проведения фестивалей и симпозиумов: «Поначалу у нас были сложности с организацией симпозиумов: местные власти и власти региональные относились к нам с настороженностью, — сказал Сергей Орлов. – Но теперь они все выучили слово «этнофутуризм», средства нам ежегодно выделяют и Миннацполитики и Минкульт, а руководство сел и деревень спорит о том, где мы должны будем провести следующее мероприятие. Устраиваемся на месте мы просто: размещаемся в школе, а мастерской становится спортзал. Серия симпозиумов растянулась на десять лет. За это время нам удалось многим объяснить, что искусство – это не только то, что зеркально отражает действительность. Это еще и цвет, форма, наслаждение ими. Мы объясняем просто: вот растет дерево, оно – тоже искусство. Но никто не задается вопросом, почему оно красиво, какой в нем сакральный смысл. Люди просто наслаждаются, созерцая его».

Открытие выставки началось с перформанса –  кружение в цветных свитках собрало энергию  АС&АРТЭ  в единое целое.

Ас /коми/ – свой, артэ /удмурт./ – рядом.  «Свое» искусство, затрагивающее глубинные основы человеческого сознания, выстраивающее мосты в современность находится «рядом», в предлагаемых мыслеформах, знаках и символах этнофутуризма.

Выставка открыта до 30 ноября.

Выставочный зал: Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 6.

Войти