«Душа-птица» (образ птицы в традиционной культуре коми)

В Год народного искусства и нематериального культурного наследия России Национальный музей Республики Коми рад представить вниманию жителей и гостей г. Сыктывкара выставку в окнах отдела этнографии «Душа-птица».

У коми-зырян, как и более древнего населения края, было особое отношение к образу птицы, ярко проявившееся не только в устной и рукописной мифологической традиции, фольклоре и обрядах, но и в виде «вещественного кода» – в археологических памятниках, традиционном декоративно-прикладном искусстве, культовых предметах и предметах быта.

Одним из центральных образов был образ водоплавающей птицы, который многими исследователями связывается как раз с космогоническими мифами коми (зырян). В представлении древних людей водоплавающие птицы имели особые способности, потому что могли свободно существовать в трёх стихиях: вода, земля и воздух.

В мифе, записанном в 1923 г. П. Г. Дорониным в д. Пронъдор, утка сносит 6 яиц, из которых 4 она роняет в пучину океана. Из двух оставшихся появляются боги-демиурги (Ен и Омöль) в образе утят, которых мать-утка носила на спине, пока они не подросли. Тело утки-матери превращается в землю-сушу, а Ен и Омöль создают все сущее на земле. Таким образом, утка символизирует космическую силу, ответственную за мироздание, пространство для жизни людей, выступает в роли «матери-прародительницы». Для коми народа утка – символ плодородия и благополучия.

Памятники искусства первобытных народов нашего и Пермского края – предметы «звериного стиля» – литые металлические фигурки в виде разных животных и птиц, изобилуют образом водоплавающей птицы, причём отливалась как полностью птица, так и отдельные части её тела, чаще всего лапки. Помимо образа водоплавающей птицы, частым мотивом в предметах «звериного стиля» выступал образ хищной птицы в фас с полураспущенными крыльями и личиной на груди, отражая в том числе анимистические и тотемические представления того времени. Этот образ связывается учёными с орнитоморфными представлениями об «отлетающей» душе человека, уходящей в мир иной. Птица считалась проводником души на тот свет и символом воплощения духа умерших.

В дальнейшем это представление нашло отражение и в похоронно-поминальной обрядности южных коми-зырян, и в традиции изготовления «щепных птиц» – символа семейного счастья и благополучия. В XIX веке такой деревянной птичкой украшали интерьер избы, подвешивая её в самом главном месте – красном углу.

А образ утки, олицетворявший прародительницу, во время расцвета традиционной культуры коми стал всеобъемлющим символом мироздания и дома, нашедшим отражение практически во всех предметах быта.

Во внешнем украшении дома – охлупни (или коньки), возвышающиеся над постройками, и «курицы», поддерживающие желоба, в которые упирались теснины крыш, скульптурно обрабатывались смешанными чертами «коня-птицы»: конской головы с сильно развитой грудью, напоминающей зоб птицы, или утки с ушами лошади.

Во внутреннем пространстве дома, на столе, красовались по праздникам ковши-братины в виде водоплавающих птиц. Солонки-утицы из дерева и капа, олицетворявшие собой благословение родителей в свадебном обряде коми, были обязательным элементом дома.

Нарядные узорные полотенца украшались тремя браными полосами, вышивкой, а позже и набойкой, где также встречаются стилизованные фигурки, напоминающие птиц и коней, изображения петухов и «райских» птичек.

На выставке вы увидите фотографии предметов с образами птиц из археологической и этнографической коллекций Национального музея РК, архива КНЦ УрО РАН и частной коллекции. Увидеть выставку в окнах отдела этнографии можно до конца июня.

 

Ждём вас в отеле этнографии, ул. Коммунистическая, 2.

Справки по телефону: 44-21-34, 89087164084.