«Партизаны Карельского фронта»

18 июля 1941 г. было подписано постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск». Предписывалось создать «невыносимые условия» силами партизанских отрядов и диверсионных групп для взрывов мостов, железных дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога лесов, складов и обозов. Фактически это было начало партизанского движения в Карелии.

Вместе с тем существовало несколько важных особенностей, радикально отличающих партизанское движение в Белоруссии, на Украине, в областях РСФСР от Карельского. В первую очередь, это было связано с климатическими условиями и тем, что мирного населения, которое могло бы здесь оказывать большую помощь партизанам, в Карелии было мало. Во-вторых, основные базы партизанских отрядов находились в тылу советских войск на неоккупированной территории Карелии. Их деятельность носила характер периодических выходов в тыл противника. Еще одной особенностью карельского партизанского движения была невозможность использования крупных партизанских формирований. Так, совместный рейд 6 партизанских отрядов, общей численностью 648 человек, вглубь Финляндии летом 1942 г. привел к огромным потерям – в тыл вернулось лишь 178 бойцов.

Из-за серьезных безвозвратных потерь партизанские отряды Карелии испытывали большой недокомплект личного состава. По просьбе руководства Карелии стал проводиться отбор в партизанские отряды добровольцев из многих территорий Советского Союза. Число партизан пополнилось бойцами не только из соседних регионов: Архангельской, Мурманской и Ленинградской областей, но и Свердловской, Ярославской, Иркутской областей, Красноярского края, Коми АССР и даже далекого Ташкента. Всего в 1942 – 1944 гг. сражаться в лесах Карелии прибыло 2366 бойцов из них: 533 – из Архангельской области, 292 – из Мурманской, 234 – из Ленинградской, 120 – из Вологодской области.

В августе 1942 г. по решению бюро Коми областного комитета партии был создан отряд под названием «Коми партизан». В результате тщательного отбора в него вошли 103 добровольца (цифры разнятся до 140). Отряд отбыл из Сыктывкара на Карельский фронт 30 августа 1942 г. Однако в таком составе отряд просуществовал менее месяца – только в период подготовки личного состава к особенностям партизанской войны, а затем бойцы были распределены по уже действующим отрядам. В отряд имени Чапаева (действовал с ноября 1941 г.) зачислили 62 бойца, в отряд имени Тойво Антикайнена (действовал с февраля 1942 г. в составе 1-й партизанской бригады под № 8 (0018), с октября 1942 г. – самостоятельная единица) – 40.

Из воспоминаний бойца отряда имени Чапаева В.Н. Пархачева: «Дело прошлое, но нам, всем добровольцам из Коми, очень хотелось воевать вместе. Однако доводы в пользу зачисления нас в действующие отряды были более чем убедительными. Мы не знали местных условий. Нам не были известны «сюрпризы» карателей, применяемые против партизан. Поэтому нам, конечно же, лучше воевать плечом к плечу с опытными местными партизанами».

Из воспоминаний медсестры отряда им. Чапаева М.Ф. Морозовой (Тороповой): «Партизанам Карелии приходилось воевать в исключительно тяжелых условиях. В безлюдной местности, вдали от баз снабжения, приходилось проходить пешком, или на лыжах сотни километров с тяжелой поклажей. Весь этот путь проходили с боями, в походах оттачивалось искусство партизанского маневра, умение внезапно появляться и бесследно уходить».

О сложностях жизни партизан, и прежде всего, женщин в партизанских отрядах, М.Ф. Морозова (Торопова) вспоминала так: «Тяжело было, признаются, мужчинам, а нам девочкам вдвойне! Но наши земляки не были хлюпиками, храбро дрались и дружно проводили это военное лихолетье. Девушки не менее выносливы, чем мужчины. Мы с Забоевой были хорошими спортсменками и легче переносили все партизанские невзгоды. А каково было Шуре Заровнядной или Лидии Даниловой, тем, кто на лыжах толком ходить не умели?! Но они, наравне со всеми, без жалоб проходили 40-60 км. в сутки и принимали бой…»

За два года с участием коми партизан двумя уже известными отрядами нанесены войскам противника значительные людские и материальные потери. Разгромлено 5 гарнизонов, пущено под откос 6 железнодорожных эшелонов, уничтожено 4 склада и 26 грузовых автомашин, взорвано 6 мостов, разрушена линия связи протяженностью свыше 5 км.

Войти