Изобразительное искусство

Национальный музей Республики Коми хранит одну из крупнейших в регионе коллекцию икон, которая насчитывает более 300 памятников, датируемых XVI – началом XX вв. Основу коллекции составляютпроизведения, поступившие в музей в 1960–1980-е гг. из закрытых и разрушенных храмов и часовен республики, а также от частных лиц. Среди них высоким профессиональным мастерством исполнения отличаются три иконы первой половины XVI в.: «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил» и «Василий Великий». Написанные в традициях московской школы, они происходят из деисусного чина церкви с. Иб Сысольского района РК. Яркий пример поздней ярославской иконописи конца XVII в., особо ценимой на Севере, являет престольный образ «Крещение Господне» из церкви Богоявления с. Ляли Княжпогостского района РК.

Большую часть коллекции составляют иконы позднего времени, отражающие общерусский иконописный поток конца XVIII – начала XX вв. в целом. Среди них немало разнообразных, ярких, интересных в иконографическом и художественном смысле, а также – что немаловажно – сохранных памятников. Наряду с каноническими иконами, выполненными в традициях золотопробельного письма в старообрядческих селах Владимирской губернии, представлены образцы наивно-простонародного творчества крестьянских мастеров. Особого внимания заслуживают подписные и датированные памятники, позволяющие проследить развитие традиции местного письма. Это иконы Я. Попова, Ф. Сидорова, Н. Сорвачева, насельниц Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря А. Сухаревой и М. Шилиной.

Наиболее многочисленную группу русских христианских предметов старины составляют памятники медного литья XVIII – начала XX вв. Напрестольные и аналойные Распятия, наперсные кресты на широких цепях, иконы и складни, изготовленные в старообрядческих литейных мастерских преимущественно Москвы, Владимирской губернии и Урала. Хотя эти предметы личного благочестия были особенно распространены среди старообрядцев, они также бытовали у православного населения, а порой становились частью убранства сельских храмов.

Коллекция масляной живописи и графики начала формироваться в музее в 20-е гг. XX в. из полотен привезенных Д.Т. Яновичем из Центрального хранилища Государственного музейного фонда Главнауки Наркомпроса РСФСР. Но в 1943 г. большая часть работ была передана в Художественный музей республики, ныне Национальная галерея Республики Коми. В настоящее время в музейном собрании живописи и графики отражено творчество более 70 авторов. Наиболее полно представлены произведения Н.Л. Жилина, П.М. Митюшева, В.В. Полякова, Г. Стронка, Е.А. Цвирнке, Р.Н. Ермолина, В. Постникова. Комплектование фонда шло по принципу отбора работ, связанных с историей и культурой края, значительное число произведений написано по специальным заказам музея для экспозиции.

Среди графических работ особого внимания заслуживает довольно обширная коллекция прорисей иконописца С.Е. Шармонова (более 250 листов), подписанных и датированных 1832–1875 гг. К особо ценным экземплярам можно отнести графический портрет крестьянки в национальной одежде с автографом известного русского художника А. Рылова «Ненила Ивановна Куспелева в 1900 г. Коми из Сысолы, моя кормилица». По-своему интересно собрание карикатурных зарисовок художников В. Полякова и Б. Шахова, сатирически отразивших острые проблемы советской эпохи.

Из работ, написанных по заказу музея, необходимо выделить восемь этюдов Н.Л. Жилина, созданных на тему «Сольвычегодск – место политссылки И.В. Сталина». Исполненные солнечного света пейзажи с видами старинного северного провинциального города по живописным достоинствам выходят далеко за рамки политического заказа. Высоким реалистическим мастерством и одновременно живостью письма отличаются 48 этюдов Р.Н. Ермолина, посвященных Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 г. Представлены и портреты участников фестиваля, и удивительные виды праздничной Москвы.

Более 100 произведений посвящены истории городов республики. Прежде всего, это графические зарисовки заполярной Воркуты 1940-х гг., выполненные В. Поляковым, в которых отражены и суровая природа тундры, и виды стремительно строящегося промышленного города, и героический труд шахтеров. В противовес им камерное мягкое звучание отличает небольшие пейзажи этюдного характера М. Безносова и В. Постникова с видами Сыктывкара военных и первых послевоенных лет.

Довольно обширна галерея, в которой представлены портреты Героев Советского Союза, знатных людей республики 1950–1970-х гг.: поэтов, писателей, ученых, врачей, Героев социалистического труда.

Особым художественным значением обладают работы на этнографическую тематику. Это портреты женщин Усть-Цильмы и Ижмы в богатых традиционных костюмах, принадлежащие кисти Ф. Модорова, П. Митюшева, Р. Ермолина, Г. Кудяшева, а также натюрморты Е. Ермолиной, А. Куликовой и А. Русских. Все больше внимания в последнее время привлекают работы В. Игнатова, выполненные темперными красками в своеобразной декоративной манере на сюжеты коми народных преданий и легенд. По мотивам мифологии и фольклора финно-угорских народов созданы также произведения известного художника-этнофутуриста П. Микушева.

Предметы

Войти