Этнографическая коллекция

Этнографическая коллекция музея, составляющая более 12500 предметов, характеризует все этнографические группы коми-зырян (верхневычегодскую, верхнепечорскую, вымскую, ижемскую, нижневычегодскую, прилузскую, удорскую, сысольскую), а также русское старообрядческое население бассейна р. Печоры – усть-цилемов. Большая часть этнографических предметов относится к XIX – 1-й пол. XX вв. Целенаправленное формирование этнографического собрания музея было начато в 1920–1930-е гг. Связано оно с именами Д.Т. Яновича, А.С. Сидорова, Г.В. Шипуновой. В коллекции представлены практически все компоненты народной культуры коми-зырян: основные и подсобные хозяйственные занятия; средства передвижения; жилище и его убранство; традиционная посуда и утварь; одежда и украшения; предметы для воспитания детей; предметы, связанные с народными верованиями и обрядами.

Традиционные хозяйственные занятия коми – земледелие и скотоводство, охота и рыболовство – в музейном собрании исчерпывающе характеризуются орудиями для обработки земли, уборки урожая, животноводческим инвентарем, охотничьими принадлежностями и орудиями рыболовства. Представлены традиционные средства передвижения: лодка, различного рода сани, оленьи и ручные охотничьи нарты, лыжи, охотничий посох «койбедь», имеются предметы упряжи для лошади, оленя, ездовой собаки.

Из традиционного срубного жилища коми и его убранства имеются скульптурно-обработанные охлупни, имеющие вид конской головы с выступающей, как у птиц, грудью; резные карнизы, наличники окон, зимние рамы, двери и перегородки с росписью; в коллекции присутствуют осветительные приборы (светцы, подсвечники, фонари), замки, ключи, дверные ручки; имеется переносная мебель работы местных мастеров: столы, скамьи, стулья, табуретки, шкафы, посудные полки, полочки для икон, кровати, сундуки, колыбели, вешалки-сучки, зеркала в резных рамах. Также в коллекции представлены традиционное переносное жилище оленеводов – чум (летний – берестяной и зимний – из оленьих шкур), двери из бересты, лата – половая доска, стол для чума, меха для раздувания огня.

В музейном собрании широко представлены хозяйственная утварь и посуда из дерева. Большая часть посуды изготовлена посредством долбления. Среди этих изделий выделяется группа превосходно выполненных ковшей – братин и уток-солонок, на крышке-спинке которых вырезаны фигурки утят, рыб. Уникальным предметом является братина в виде уточки-шестиглавки, созданная народным мастером Ф.П. Корниловым из с. Пучком Удорского р-на РК. Оригинальны шкатулки различной формы, богато украшенные плотным геометрическим орнаментом, выполненным в резной технике. Из бересты представлены кузова, чуманы, пестери, туеса, шердыны, набирушки. Имеется большое количество предметов сплетенных из еловых и можжевеловых корней, прутьев, берестяных полос (корзины, шкатулки, пестери, воронки, хлебницы). Разнообразны бондарные изделия: кадки, ведра, подойники, ушаты, бочонки для пива.

В музейном собрании присутствуют гончарная и лепная глиняная посуда и утварь, предметы для их изготовления. На многих предметах нанесены знаки родовой собственности – пасы.

Интересной группой металлических изделий являются части оленьей упряжи, ременные пряжки, накладки, бляхи, изготовленные в технике плоскорельефного бронзового литья и декорированные прорезными узорами. Они отливались ижемскими коми для собственных нужд и на продажу ненцам и северным хантам.

В фондах музея имеются предметы и инструменты, связанные с прядением и ткачеством, приспособления для плетения и вязания. Среди них – уникальная коллекция граненых, украшенных трехгранно-выемчатой резьбой веретен печорских коми, оригинальное по форме и росписи собрание прялок. По своеобразию росписи выделяются верхневычегодские и мезенские прялки. Особый интерес представляют прялки с верхневычегодской росписью. Территория, на которой они распространены, является самостоятельным локальным центром северных и уральских росписей.

В фондах музея имеются образцы ручного ткачества: ткани полотняного переплетения, набивные, пестрядинные; широко представлены половики из разноцветных льняных и хлопчатобумажных ниток и цветного лоскута, разнообразные полотенца.

Представительна музейная коллекция узорных поясов, украшенных геометрическими узорами: тканые на ниту, на дощечках и бердышах (таб), на ткацком стане, а также вязаные крючком, плетеные на руках. Изготовлены пояса, главным образом, из шерстяной многоцветной пряжи.

Среди вязаных изделий представлены женские и мужские узорные чулки, рукавицы, перчатки из овечьей пряжи. В орнаменте используются разнообразные геометрические узоры из ярких цветных ниток. Особенно красивы чулки, предназначенные для свадебных подарков невесты жениху и свекру. По характеру орнамента среди вязаных изделиях коми выделяются несколько групп, имеющих свой район бытования, свои местные традиции. Все они присутствуют в фондах музея.

Составной частью этнографического собрания является коллекция набойных досок и набивных тканей. Каждая доска имеет свой орнамент. Изделия из набойного холста набиты в три, реже в четыре краски. Цветовая гамма ограничивается несколькими интенсивными цветами – зеленым, оранжевым, желтым, красным. Особо интересен представленный в коллекции сарафан, сохранивший изображения коней и птиц.

Собрание предметов традиционной одежды коми включает повседневную и праздничную женскую, мужскую и детскую одежду. Представлены такие разновидности мужской и женской верхней одежды как кафтан и зипун или сукман, шабур, овчинные шубы, нарядные, отороченные мехом шубы ижемок. Женский костюм коми подразделяется на ряд локальных вариантов. Среди сарафанов выделяются ижемские, сысольские, удорские, прилузские, верхневычегодские типы. При единой основе костюма одежда различается материалом, кроем и отдельными деталями. Мужская одежда представлена холщовыми рубахами и штанами, промысловой одеждой коми охотников – лузанами. В музее имеется широко распространенная у оленеводов-ижемцев одежда и обувь из меха и замши: малицы, совики, пимы и тобоки, а также меховые сумки оленеводов «патко», «тучу» с мозаичными узорами.

Уникальна коллекция женских головных уборов. Девичьи головные уборы имеют форму венка-обруча или повязки. Среди них головной убор ижемской невесты – юрной, расшитый бисером, жемчугом, стеклярусом, парчовая повязка – праздничный головной убор удорских девушек, головедец – вышитый разноцветным бисером головной убор летских девушек. Большим разнообразием отличаются головные уборы замужних женщин – высокие головные уборы на твердой основе, сшитые из дорогих тканей и богато украшенные. Обширную группу составляют мягкие головные уборы – волосники, повойники. Особо привлекательны уборы, вышитые золотой нитью. Составной частью коллекции являются платки и узорные тканые шали. Дополняют собрание мужские головные уборы – суконные и меховые шапки (валяные суконные шляпы, охотничьи суконные шлемовидные «зырянки», меховые шапки «долгоушки», ушанки из овчины).

Мир детства характеризуют игрушки – деревянные лошадки, самодельные куклы, наборы для игр из косточек оленя, барана. Представлены колыбели, соски из рога, стульчики, детские орудия труда, одежда.

В музейных фондах собраны предметы, связанные с народными знаниями, обрядами, дохристианскими верованиями: деревянные идолы, деревянные календари – пасы, амулеты из клыков медведей и челюсти щуки. В музее хранится небольшая, но очень значимая коллекция народных музыкальных инструментов (духовые – чипсан, пöлян, струнные – сигудöк).

Предметы

Войти